Полвторого ночи. В палатке становится светло как днем, и после этого будто взрыв. Стоим в горном цирке на высоте 2850 метров. Разразилась гроза. Молнии бьют по всем вершинам вокруг нас. Начинается ливень. А еще вечером мы поднялись на Шапшальский перевал на 3100 метрах, разделяющий Алтайский заповедник и Туву. Спуститься мы уже не успели. Да, вокруг очень красиво и безжизненно. Мы вновь в самом опасном месте в самое опасное время. Совсем не далеко от нас лежали скелеты яков - караван, шедший на перевал и разбившийся здесь много много лет назад. Проснулись в облаке, видимость не более 10 метров. Пока готовим завтрак на горелке, ждем появится ли солнце. И через полчаса оно появилось. Собираемся и идем вниз. По тропе, по террасам, впереди уже видим ущелье, покрытое лесом. И тут перед нами огромный каменный завал. Скала высотой метров двести обвалилась и перекрыла все ущелье. Валуны весом в десятки тонн. Интересно, могла ли молния ночью обрушить на нас подобный обвал? Несколько раз мы встретили стада яков, среди которых попадались непонятные гибриды, напоминавшие смесь яка и зубра. От своих собратьев они отличаются значительным весом и размерами. Зная предприимчивость тувинцев в плане безвозмездного заимствования скота в соседних регионах, можно предположить, что мы увидели результат скрещивания заповедных зубров с Алтая и местной породы яков. Тропа становилась шире, цивилизация ближе. Но вот тропа уходит в горы, а нам совсем не хочется идти вверх, продолжаем путь по реке. А для этого нужно заходить в воду. Идти по пояс в бурной реке, держась за скалы, а потом карабкаться по склону по козьим тропам, обходя недавние сели. Не обошлось без приключений. Вова, наш опытный товарищ, упустив, куда уползли мы все, решил карабкаться до упора вверх. А склон почти отвесный. Снимали мы его оттуда уговорами часа полтора. На него снизу вверх было страшно смотреть. Представляю, каким отвесным казался ему склон при виде сверху. Напомнило историю про «Батюшка украл нашу с вами колбасу». Последние 15 километров перед поселком Шуй полны цивилизации. Через реку перекинуты самодельные мосты из бревен для перегона скота. Кстати, именно по причине большого количества скота мы испытывали проблемы с питьевой водой. Пить из основного русла опасно, ведь в реку испражняются тысячи яков и коров. Приходилось искать ручьи и речушки, впадающие в основной поток. #поход #Тува #алтай #турклубволчица

Теги других блогов: тула и тульская область